Зулусы рыбка. Африканские племена. Зулусы. Основные дикие африканские племена

ЗУЛУ (устаревшее - зулусы; самоназвание amazulu - люди неба), народ группы нгони в составе народов банту, крупнейший народ ЮАР. Численность 10,4 миллионов человек (2001, оценка), из них 7,6 миллионов человек в провинции Квазулу-Натал. Живут также на севере Лесото (270 тысяч человек), в Зимбабве (140 тысяч человек), Малави (116 тысяч человек), Свазиленде и др. Говорят на языке зулу. В основном придерживаются традиционных культов, есть христиане (католики и протестанты), приверженцы христианско-африканской Назаретской баптистской церкви. Распространены синкретические культы (в том числе вера в мессию Исайю Шамбе).
Сложились в 1-й половине 19 века в междуречье Пхонголо и Умзимкулу, составив основу племенного союза во главе с Чакой. Им была создана регулярная военная организация, основанная на традиционной системе возрастных классов: боеспособные мужчины (18-40 лет) были поделены на полки (ибуто) численностью 600-1000 человек во главе с военачальниками (инкоси) и поселены в особые краали (эканда); воины не имели права жениться до 30 лет. Организации армии соответствовал новый боевой порядок: воины, вооружённые ударным копьём ассегаем (которое они были обязаны предъявить после боя) и щитом, сражались в сомкнутом строю типа фаланги - полки молодых неопытных воинов (исимпондо; буквально - рога) с флангов и главная ударная сила (исифуба; буквально - грудь) в центре; сзади строились резервы в основном из старых воинов. Часть зулу, не подчинившихся Чаке, ушли на север и поселились среди суто в Трансваале, а затем на землях шона в Зимбабве (ндебеле), на землях тсонга в Мозамбике (шангаан), за рекой Замбези (ангони); часть поселились на юге за рекой Умзимкулу (финго, амафенги). При преемнике Чаки - Дингаане в результате англо-буро-зулусской войны 1838-40 зулу потеряли часть земель, сохранив территорию на севере Натала между реками Чёрная Умфолози и Пхонголо - Зулуленд. После поражения зулу в англо-зулусской войне 1879 Зулуленд в 1887 стал британской колонией, в 1897 году включён в состав колонии Натал. Последнее антиколониальное выступление зулу - зулусов восстание 1906. С конца 1940-х годов до 1994 существовал бантустан Квазулу.
Традиционная культура типична для народов Южной Африки. Мужчины занимаются полукочевым скотоводством (мальчики пасут коз, подростки - овец, взрослые - крупный рогатый скот), кожевенным и кузнечным ремеслом, резьбой по дереву и кости, женщины - переложным земледелием, плетением, гончарством.
Зулу в традиционном костюме.
Одежда - кожаные набедренные повязки, фартуки, юбки, меховые накидки, браслеты на предплечьях и икрах; заслуженные воины носили головные обручи из воска и травы. Характерны соломенные, украшенные бисером женские головные уборы (исичоло). Жилище - полусферическая каркасная хижина (икхугване), крытая циновками или шкурами; позднее распространились четырёхугольные саманные дома с плоской крышей, традиционные хижины сохранялись как ритуальные постройки (для проведения инициаций). Поселение - крааль (умузи), насчитывало от 10 до 1000 хижин, составляло большесемейную общину, глава которой (инкоси) выполнял также функции жреца; советником, военачальником и судьёй был назначаемый «королём» помощник (индуна). Сохраняются патрилинейные тотемные (королевский тотем - змея мамба; также слон, леопард, лев, зебра, буйвол и др.) линиджи, главы наиболее авторитетных линиджей образуют совет (Палата традиционных вождей) при верховном правителе («короле») в столице зулу - Улунди, избираются в Государственный совет вождей в Претории. Брак патрилокальный, распространена полигиния, чаще сороральная. Хижины жён в зависимости от ранга располагаются вокруг хижины мужа. Терминология родства бифуркативного типа. Сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Практикуются обряды избегания, в том числе вербального (хлонипха): как мужчина, так и женщина не употребляют прилюдно слова, входящие в состав имён их свойственников. Брак сопровождался обязательным выкупом скотом (лоболо). Традиционная религия - культы сил природы (токолош, хили, гиликанго), предков (амадлози), верховного бога-творца Нкулункулу и матери-земли Номкхубулване, ежегодный праздник урожая, сопровождающийся ритуалом возобновления силы вождя и войска (инквала); сохраняются предсказательницы, знахари (женщины - сангома, мужчины - иньянга, санузи).
Для устной культуры характерно преобладание вокальной музыки - хоровой многоголосной (с элементами полифонии) и сольной. Танцы сопровождались хоровым пением, шумом погремушек, хлопками в ладоши. Флейты, музыкальные луки нередко использовались в индивидуальном музицировании. Во время инициации юношей исполнялись танцы и респонсорные песни в честь знаменитых вождей и предков (изибонго) - перечень имён с развёрнутыми эпитетами. Барабаны применяются в современных жанрах, например сопровождают танцы ингома (праздничный танец быка), а также свадебные песнопения и мужские военные танцы с оружием. В резиденции «короля» Нонгома (близ Улунди) ежегодно проходят заимствованные у свази пляски девушек Умхланга (Пляска тростника), в ходе которых «король» выбирает себе жену. У городского населения распространены европейский и американский вокально-танцевальные жанры и музыкальные инструменты (гитара и др.); популярны масканда (сольная песня под гитару) и мбаканда (разновидность джаза с элементами фолк-музыки). Сложилась профессиональная литература (Дж. Дубе, Р. Дхломо, Б. Вилакази, поэт М. Кунене), развивается прикладное искусство (особенно плетение и работа с бисером). Многие современный зулу живут в городах, работают в горнодобывающей промышленности, активно участвуют в политической жизни ЮАР, занимая ряд ключевых постов в правительстве (зулу составляют этническую основу Партии свободы Инката).
Лит.: Брайант А. Т. Зулусский народ до прихода европейцев. М., 1953; Gluckman М. The analysis of а social situation in modern Zululand. Manchester, 1958; Reader D.Н. Zulu tribe in transition: the Makhanya of southern Natal. Manchester, 1966; Bleeker S. The Zulu of South Africa: cattlemen, farmers and warriors. N. Y., 1970; Gibson Y. Y. The story of the Zulus. N. Y., 1970; Maylam Р. А history of the African people of South Africa. N. Y., 1986; Laband J. Kingdom in crisis: the Zulu response to the British invasion of 1879. Manchester, 1992.
О существовании такого народа, как зулусы, слышали многие, но немногим известно, что зулусы были одними из самых грозных воинов, что знал Африканский континент.
Зулусы проживают на юго-востоке ЮАР, в провинции КваЗулу-Наталь, относятся к народам банту и к группе нгуни. Еще задолго до нашей эры народы банту стали распространяться на юг африканского континента. Впервые на территории нынешней Южной Африки они появились в VI веке. Точное время проникновения племен банту в Наталь установить трудно, но известно, что к XVI веку территория Наталя уже была заселена банту, а не койсанскими народами (бушменами и готтентотами). Так как Наталь был периферией огромного мира банту, то предки зулусов – восточно-нгунийские племена – заимствовали множество слов из языка автохтонного населения Южной Африки – койсанских народов. Также койсанские языки значительно повлияли на фонетику зулусского языка, хотя это влияние было меньшим, чем у западных соседей предков зулусов – племен коса.
Восточные нгуни были крайне воинственным народом. Помимо военных набегов они жили за счет ремесел и разведения крупного рогатого скота. До XVIII века восточные нгуни жили обособленными кланами, формально признавая власть верховного вождя.
Языческие верования восточных нгуни включали в себя веру в первопредка и одновременно демиурга по имени Ункулункулу, который сотворил мир, научил людей добыче огня, скотоводству, земледелию и ремеслам, но перестал оказывать влияние на жизнь людей, ныне распоряжаясь лишь природными стихиями, также они верили в магию и бесчисленное количество духов. Важной частью нгунийской религиозной жизни было т.н. «вынюхивание» – поиск жрицами в народе злых колдунов. Те, кого жрицы объявляли колдунами, предавались мучительной казни.
Само слово «зулусы» (Zulu, amaZulu) произошло от имени вождя одного из кланов нгуни, Зулу каМаланделы, жившего в конце XVII – начале XVIII веков. На языке восточных нгуни «зулу» означает «небо». После его смерти в 1709 году члены его клана стали себя называть amaZulu, то есть – дети Зулу. К началу XVIII века рост населения, совершенствование сельскохозяйственного производства и торговая конкуренция с европейцами привели к необходимости централизации и расширения власти вождей. Особого успеха добилось два племенных союза – один под главенством ндвандве к северу от реки Умфололози и другой под главенством мтетва к югу от нее. Зулусы стали одним из кланов в составе союза, возглавляемого мтетва.
В 1781 году году королем (инкоси) зулусов стал Сензангакона каДжама. К тому времени в клане зулу было около полутора тысяч человек. В 1787 году у незамужней девушки по имени Нанди от короля Сензангаконы родился человек, которому было суждено на века прославить имя зулусов. Его звали Шака (также иногда – Чака).
Так как Шака был незаконнорожденным, с детства ему пришлось испытать многие унижения и лишения. Когда Шаке было шесть лет, его отец изгнал его вместе с матерью из-за того, что по недосмотру пастушка Шаки собака загрызла овцу. Ему удалось найти пристанище в землях мтетва. Достигнув 21 года, Шака поступил на военную службу короля мтетва, Дингисвайо, и был зачислен в полк (ибуто или же импи) под названием «Изи-цве».
Шака вскоре завоевал уважение у командования и товарищей своей храбростью и умом. Его тактика боя резко отличалась от того, как сражались другие нгуни. По традиции, нгуни встречались для боя в заранее оговоренном месте и вступали в перестрелку легкими метательными ассегаями (копьями), защищаясь большими щитами и подбирая брошенные врагами ассегаи для того, чтобы метнуть их в ответ. Бой сопровождался многочисленными схватками храбрейших воинов один на один. За боем наблюдали женщины и старики. Как правило, обе стороны несли очень скромные потери, и в конце сражения одна из сторон признавала себя побежденной и соглашалась платить дань.
Шака Зулу (1787-1828)
Шака считал эту тактику проявлением глупости и трусости.
Он заказал для себя длинный ассегай с широким наконечником, который подходил для рукопашного боя. Такой тип ассегая получил название «иклва». Также он отказался от сандалий, чтобы ускорить свое передвижение. Во время войны с племенным союзом ндвандве, чьим королем был Звиде, Шака отлично себя проявил. Вскоре он уже командовал полком «Изи-цве».
Для всех своих подчиненных Шака велел изготовить такие же ассегаи и ввел обычай для воинов ходить босиком. Кроме того, на вооружение была принята деревянная палица «нобкерри». Также он стал использовать новую тактику «голова быка»: полк делился на три части; на левом и правом флангах («рога быка») стояли молодые воины, которые в бою охватывали противника, а по центру («лоб быка») находились самые опытные воины, выполнявшие основную работу по уничтожению неприятеля. Отныне его воины не брали в плен никого, если не было приказа, прямо предписывающего захват пленных.
В 1816 году король зулусов Сензангакона умер, и его наследником стал сын – Сигуджана. Шака при помощи короля мтетва Дингисвайо убил Сигуджану и сам стал зулусским королем. Приоритетом Шаки прежде всего были военные реформы. Все способные носить оружие мужчины от 20 до 40 лет были мобилизованы Шакой на военную службу, а уйти со службы они могли лишь за особые заслуги по приказу короля. Вступление в брак для неженатых воинов было запрещено.
Из этих новых воинов были сформированы новые полки (далее – импи). Командирами импи («индунами») были ближайшие сподвижники Шаки.
На королевскую службу призывались также и девушки – они не сражались, но занимались хозяйственной деятельностью под централизованным руководством. Везде были внедрены длинные ассегаи и другие технические и тактические изобретения Шаки. Любые нарушения и неповиновение наказывались смертью. Воинская подготовка мальчиков начиналась с семи лет, проводились регулярные учения подростков и воинов с использованием учебного оружия. Вскоре армия зулу стала сильнейшей туземной армией в регионе.
В 1817 году погиб король мтетва, Дингисвайо. Он был захвачен ндвандве в плен и казнен по приказу Звиде. Возникший вакуум во власти был быстро заполнен энергичным и решительным Шакой. Он подчинил своей власти племена союза ндвандве, ведя войну не на уничтожение, а на подчинение. В этих войнах он часто был милостив с врагами – его планы включали в себя создание политически единого народа. На все покоренные народы распространялась система призыва в королевскую армию, что способствовало интеграции разрозненных племен в единый зулусский народ. Некоторые племена (такие, как хлуби и мфенгу), не желая подчиняться Шаке, были вынуждены мигрировать.
Импи
Помимо призыва в армию, важным инструментом укрепления власти Шаки над племенами было строительство военных краалей (иканда) на подвластных землях.
Также Шака жестко ограничил власть жрецов. Теперь во время «вынюхивания» колдунов только король окончательно определял виновность подозреваемого.
Кроме укрепления своей власти среди бывших племен союза мтетва, Шака воевал с королем ндвандве Звиде, желая отомстить за Дингисвайо. Эта война была крайне напряженной и кровопролитной. В битве при холме Гокли в 1817 году пятитысячное зулусское войско благодаря качественному преимуществу и военному таланту Шаки по частям разгромило 12 тысяч ндвандве. На поле боя осталось 7500 ндвандве, но погибло и 2000 зулусов.
Ндвандве заимствовали у зулусов их тактику, вооружение и военную систему. Но Шака все равно побеждал их. Однажды он чуть не захватил Звиде в плен. Звиде спасся, но в плен к Шаке попала его мать, которую. Шака отдал съедение гиенам. Наконец, в 1819 году при реке Млатузе ндвандве были окончательно разгромлены. Звиде бежал и умер в изгнании в 1825 году. Многие племена, входившие в союз ндвандве, бежали, опасаясь мести Шаки. Шанганы бежали на территорию будущих Западного Мозамбика и Восточной Родезии, где создали свое государство Газа. Нгони создали собственное государство в окрестностях озера Ньяса.
Вождь матабелов
В 1823 году один из индун Шаки, Мзиликази, происходивший из племени кумало, не поладил с королем. Вместо того, чтобы предстать пред королевским судом и быть казненным, он восстал и увел своих людей на север, в Мозамбик. В 1826 году люди Мзиликази (образовавшие новое племя – матабеле или ндебеле) перебрались в Трансвааль. Бойня, учиненная там матабелами, была столь ужасающей, что буры, начавшие прибывать в 1830-х годах в Трансвааль, почти не встречали там коренного населения. Зато они встретили воинственные импи матабелов, с которыми начались кровопролитные бои, и военная удача чаще сопутствовала бурам, чем матабелам.
В 1838 году Мзиликази уводит свой народ на запад, на территорию нынешней Ботсваны, а затем переходит Замбези и посещает территорию нынешней Замбии. Однако Замбия, входившая в пояс мухи цеце, которые являются разносчиками сонной болезни, не подходила для ведения скотоводческого хозяйства, поэтому матабелы идут на юго-восток, снова переходят Замбези, в 1840 году покоряют племена шона и сами селятся на юго-западе будущей Южной Родезии – эта территория стала известна как Матабелеленд. Королевство Матабеле пало в 1893 году в ходе Первой Англо-Матабельской войны.
В 1826 году погиб друг Шаки Мгобози. В 1827 году умерла его мать, Нанди. Шака посчитал, что мать стала жертвой колдовства. Он уничтожал всех, кто, по его мнению, недостаточно скорбел по Нанди и ввел траур на год, в течение которого смертной казни люди предавались даже за самые незначительные проступки.
22 сентября 1828 из-за недовольства тиранией Шаки был убит в собственном краале. Королем стал один из заговорщиков – брат Шаки, Дингане каСензангакона, также известный как Дингаан.
Шака навсегда остался в памяти зулусов как великий король, создавший их народ, и военный гений, наводивший ужас на все племена Юга Африки. Под конец его правления зулусская армия имела численность около 50 тысяч человек.
Зулусский воин, военно-историческая миниатюра
Дингане не стал жить в старой столице Шака, краале Булавайо, а построил собственный крааль – Мгунгундлова. Он смягчил дисциплину в зулусском государстве: теперь молодые люди призывались лишь на полгода и могли основывать свои семьи и хозяйства. Должность индуны стала наследственной. Стала менее деспотичной власть короля – теперь он принимал решения только с согласия индун.
На правление Дингане пришелся так называемый Великий Трек – переселение буров (потомков голландских колонистов) на земли, где не действовали английские законы – буры двигались на восток, на территорию Наталя. Между бурами и зулусами происходили мелкие столкновения.
В ноябре 1837 года Дингане встретился с одним из лидеров буров, Питом Ретифом, и подписал акт передачи земель бурам-фортреккерам. 6 февраля 1838 года во время нахождения буров-переговорщиков в краале Дингане, Ретиф и его спутники были убиты по приказу короля. 17 февраля трекбуры Ретифа, оставшиеся без руководства, были вырезаны зулусами. Погибло около 500 человек, в том числе женщины и дети.
Монумент делегации Ретифа, вырезанной зулусами – тут перечислены лишь переговорщики, без сотен переселенцев, убитых чуть позднее
В конце года Дингане решил уничтожить партию трекбуров под руководством Андриса Преториуса и Сарела Силльерса. 16 декабря зулусский отряд под руководством индуны Ндлелы напал на буров при реке Инкоме. 470 отважных буров отразили натиск зулусского войска, численность которого составляла не менее 12 тысяч человек. Три тысячи зулусов погибло, потери буров – лишь три человека ранеными. Битва получила название битвы при Кровавой реке. Затем буры разрушили столицу Зулусского королевства.
23 марта 1839 года между фортреккерами и зулусами был заключен мир. Зулусы отказались от всех территорий к югу от реки Тугелы, и на этих землях была основана Республика Наталь, столицей которой стал город Питермарицбург.
Эти сражения повлияли на военное дело зулусов: в обиход вернулось дальнобойное оружие – метательные копья. Впрочем, основным оружием зулусов оставался ассегай «иклва».
Бойня бурских поселенцев в феврале 1838
В январе 1840 года младший брат Дингане, Мпанде, восстал против него, заручившись поддержкой буров во главе с Преториусом. В битве при Маконго 29 января 1840 Дингане был разгромлен и бежал в Свазиленд, где вскоре был убит. Королем зулусов стал Мпанде.
В 1843 году Республика Наталь была аннексирована англичанами и стала британской колонией Наталь. Многие буры уехали на север, где основали бурские республики – Южноафриканскую Республику (Трансвааль) и Оранжевое Свободное Государство (Фрейстат). В октябре 1843 года были определены границы между Британским Наталем и зулусским королевством.
В начале 1850-х годов Мпанде решил покорить Свазиленд. Хотя свази формально были вассалами зулусов, Мпанде хотел добиться полного подчинения Свазиленда, чтобы иметь земли, куда можно было бы отступить в случае вторжения фортреккеров или же англичан из Наталя. В 1852 году началась война со свази. Хотя зулусы и разгромили свази, Мпанде пришлось оставить Свазиленд из-за английского давления.
В этой войне хорошо себя проявил старший сын Мпанде – Кетчвайо. Хотя он был старшим, он не считался официальным наследником, которым был провозглашен другой сын Мпанде – Мбуязи. Зулусы раскололись на сторонников Мбуязи и сторонников Кетчвайо. В 1856 году дело дошло до открытого столкновения – люди Мбуязи разорили земли сторонников Кетчвайо. 2 декабря 1856 года стороны сошлись в битве близ британской границы, на реке Тугела. Войска Кетчвайо почти втрое превосходили семитысячный отряд Мбуязи, но на стороне Мбуязи выступали 35 британцев. Это не помогло – воины Мбуязи были разгромлены, сам он был убит. Кетчвайо стал де-факто правителем зулусов.
Мпанде (1798-1872)
Лишь в 1861 году при британском посредничестве удалось достигнуть примирения между отцом и сыном, но Мпанде все больше и больше терял интерес к государственным делам: он стал пивным алкоголиком, ему было трудно ходить.
При Мпанде королевство зулусов стало более открыто иностранным веяниям. Если Шака насмехался над техникой, религией и политикой белых, то Мпанде контактировал с ними. При нем действовали миссионеры, была составлена первая зулусская грамматика, на зулусский язык была переведена Библия. В конце 1872 года Мпанде умер, и королем зулусов стал Кетчвайо, сделавший своей столицей Улунди.
С 1873 года противоречия между Британским Наталем и зулусами постепенно нарастали. Британцы ощущали угрозу со стороны зулусов, а у Кетчвайо возник конфликт с христианскими миссионерами. Кроме того, англичане были недовольны тем, что король мешает притоку рабочих в страну. Кетчвайо имел мощную тридцатитысячную армию с отрядом мушкетеров, планировал организовать кавалерию.
В 1875 году британский военачальник Уолсли решил, что южноафриканские проблемы Британии решаются только аннексией Зулуленда, и в 1877 году англичанами был аннексирован Трансвааль (независимость буры восстановят лишь в 1881 году после битвы при Маюбе). В том же году министр по туземным делам Наталя Шепард писал министру колоний Британии лорду Карнарвону, что государство зулусов – корень зла и должно быть уничтожено.
11 декабря 1878 года Кетчвайо был предъявлен ультиматум – распустить армию, отказаться от военной системы Шаки, обеспечить свободный допуск британских миссионеров в Зулуленд и разместить во владениях зулусов британского комиссара. На выполнение условий был дан месяц, но Кетчвайо отказался, и 11 января 1879 года началась Англо-зулусская война.
Битва при Исандлване
22 января 1879 года при холме Исандлвана 20-тысячным зулусским войском был разгромлен британский отряд в 1700 человек. Зулусам удалось захватить винтовки «Мартини-Генри», но в этом бою они потеряли 3000 человек.
22-23 января четыре тысячи зулусов атаковало пограничный пост Роркс-Дрифт, который защищали всего 150 англичан. В ходе героической обороны было отбито три атаки зулусов, и они отступили. Зулусы потеряли около 1000 человек, британцы – 17 убитыми и 10 ранеными. 11 белых героев получило Кресты Виктории, еще пятеро – медали «За доблестное поведение».
28 января британская колонна под командованием полковника Пирсона была окружена в краале Эсхове, осада продолжалась до 4 апреля. Кетчвайо предложил заключить британцам мир, но они не ответили на его предложения. У Кетчвайо не было планов вторгаться в Наталь, что дало британцам передышку. 12 марта при Интомбе зулусский отряд в 500-800 воинов разбил сотню британцев. Погибло 62 английских солдата. 28 марта при Хлобане 25 тысяч зулусов напали на британский отряд, численностью 675 человек, и 225 британцев погибло, потери зулусов были минимальными.
29 марта при Камбуле две тысячи британцев нанесли поражение 20 000 зулусов – 29 британцев и 758 зулусов погибли. 2 апреля при Гингиндлову 5670 британцев разгромило 11 тысяч зулусов; потери британцев составили всего 11 убитыми, а зулусы потеряли свыше тысячи человек.
Битва при Камбуле
1 июня в разведке зулусами был убит французский принц – Эжен Наполеон, номинальный император французов, а 4 июля вблизи столицы зулусов, Улунди, состоялось последнее сражение этой войны.
Британские войска (шесть тысяч человек) методично расстреливали зулусов, численность которых составляла 24 тысячи. Через полчаса стрельбы зулусская армия перестала существовать как организованная сила. Британцы потеряли 13 человек убитыми, зулусы – около 500 человек, но моральный удар был огромен. Крааль Улунди был сожжен, Кетчвайо бежал, но 28 июля был захвачен в плен. 1 сентября зулусские вожди сдались.
Зулуленд вошел в состав Британского Наталя. Король был лишен власти, зулусами под британским протекторатом стало управлять 13 вождей. Вскоре туземцы погрязли в раздорах, и, чтобы с ними покончить, британцы разрешили Кетчвайо вернуться, что он и сделал в январе 1883 года, согласившись выполнять все требования британцев. Это не помогло: между Кетчвайо и не желавшим признавать его верховенство старым противником Зибебу началась междоусобная война, в которой Кетчвайо потерпел поражение. Через год, 8 февраля 1884 года, Кетчвайо умер; после него королем зулусов под британским правлением стал его сын Динузулу, заручившийся помощью буров для борьбы с Зибебу и разгромивший его. За это Динузулу пожаловал бурам часть своих земель, где они основали бурскую республику Ниеве Републик (позже вошла в состав Трансвааля).
Сражение при Роркс-Дрифт
В 1887 году Зулуленд был аннексирован. Чтобы подорвать власть Динузулу, британцы спровоцировали восстание Зибебу. Восстание было им подавлено, сам Динузулу бежал в Трансвааль. После выдачи его британцам в 1890 году, он был приговорен к 10 годам ссылки на остров св. Елены, откуда вернулся только через семь лет.
В годы после Второй Англо-бурской войны белые работодатели Наталя испытывали большие проблемы с наймом черных рабочих – они предпочитали наниматься на рудники Витватерсранда. Чтобы стимулировать черных идти на работу в белые хозяйства, в конце 1905 года колониальные власти ввели подушный налог на всех взрослых аборигенов в один фунт.
Вождь Бамбата, под началом которого было 5500 человек, был одним из тех, кто сопротивлялся введению нового налога. В феврале 1906 года людьми Бамбаты было убито двое полицейских, посланных собирать налоги в непокорные районы, после чего было введено военное положение. Бамбата бежал на север при негласной поддержке короля Динузулу. Бамбата собрал небольшие силы своих сторонников и стал совершать партизанские нападения из леса Нкандла. В апреле была отправлена экспедиция для подавления восстания: при холме Моум-Джордж зулусы были окружены и разгромлены британцами за счет технического превосходства; в ходе сражения Бамбата был убит, и восстание было подавлено ценой гибели от 3000 до 4000 зулусов, причем 7000 было арестовано, а 4000 – выпорото. Так закончилась последняя война зулусов, после которой зулусская монархия потеряла свое влияние.
Был арестован и Динузулу; в марте 1908 года он был приговорен к лишению свободы на 4 года. В 1910 году Южно-Африканский Союз стал британским доминионом, а его премьером был назначен старый друг Динузулу – генерал Луис Бота, освободивший его с условием никогда не возвращаться в Зулуленд. 18 октября 1913 года Динузулу умер в Трансваале; наследником стал его сын, король Соломон каДинузулу, который царствовал до 1933 года, так и не будучи формально признанным.
С 1933 по 1968 годы королем был Бекузулу каСоломон, которому удалось формально восстановить королевский статус в 1951 году. При его правлении в 1948 году в Южной Африке победила Национальная партия, и был установлен режим апартеида – раздельного проживания и развития рас. Расовая сегрегация углублялась и расширялась. Одни зулусы боролись против этого режима, более консервативные выступали, прежде всего, за улучшение положения самих зулусов.
В 1968 году королем зулусов стал Гудвилл каБекузулу Звелетини. 9 июня 1970 года, в соответствии с законом о самоуправлении банту, на части территории провинции Наталь было создано «племенное отечество» – самоуправляемая автономия Зулуленд (такие автономии часто называют бантустанами). Зулусский бантустан возглавил принц Мангосуту Бутелези, а его столица располагалась в Нонгоме. Все зулусы приобрели гражданство Зулуленда и потеряли гражданство ЮАР. Тысячи зулусов, живших на частных землях вне Зулуленда, были переселены в бантустан. 1 апреля 1972 года бантустан был переименован в КваЗулу – на зулусский лад.
В 1975 году была создана правая зулусская партия «Инката», которая выступала за улучшение жизни зулусов при режиме апартеида, но многие зулусы поддерживали «Африканский Национальный Конгресс», «Панафриканский Конгресс» и другие организации, желавшие полного уничтожения системы апартеида и равенства для всех.
В 1980 году столица была перенесена из Нонгомы в Улунди. В 1981 году бантустан получил расширенную автономию. В 1994 году апартеид пал. Бантустан был вновь объединен с провинцией Наталь, при этом она получила название КваЗулу-Наталь.
Сейчас зулусы – самая крупная этническая группа ЮАР, их свыше 10 миллионов человек, или 38,5% населения. Помимо КваЗулу-Наталя, зулусов ныне много и в Гаутенге – экономическом и политическом центре страны (центр бывшей провинции Трансвааль с городами Йоханнесбург и Претория). Партия «Инката» участвовала и участвует в выборах, но год от года теряет поддержку. С 2009 года Южной Африкой правит зулус – президент Джейкоб Зума.
В более 50 странах Африки около 5 миллионов человек принадлежат к диким племенам. Они не признают современности, пользуются и восхваляют дары предков. Изобретают свою моду, традиции и обычаи, для существования им необходимы скромные хижины, простая еда и почти полное отсутствие одежды.
Дикие племена Африки, которых насчитывается около 3 тыс., отличаются друг от друга внешним видом, ритуалами и устоями. Но всех объединяет одно: поклонение давно умершим прародителям, отказ от даров современности.
Они не обучены грамоте, письму и чтению, умирают от простуды и порезов. Вирусы, попавшие к ним из современного мира, оказываются смертельными, тогда как обычный человек даже не замечает влияние бактерий на организм.
Как их предки много веков назад вели натуральное хозяйство, так и племена занимаются ловлей рыбы, держат скот, охотятся, занимаются собирательством. Для них характерны браки между членами одного племени. Они воспитывают детей в такой среде, и они с детства знают, что их ждет такая же участь. Племена состоят из полусотни народностей, владеющих тысячами разных языков.
На Земле не осталось неизученных племен. Некоторые легко контактируют с учеными, другие настроены агрессивно. Многие представители племен освоили современную жизнь и ушли в «большой мир». Тем, кто остался жить в хижинах, приходится переезжать с места на место из-за вырубки лесов и освоения человеком удаленных уголков планеты.
Благодаря фанатичной вере и почитанию своих предков, скрытому месту расположения и межплеменным союзам, многим диким племенам удалось сохраниться до настоящего времени.
Многие из них не догадывались о существовании других народностей на протяжении долгого времени.
Африка | Северная | Центральная | Южная |
Расы | Европеоидная | Негроидная | монголоидная |
Отличительные особенности | Овальная форма лица, узкий нос, темная кожа и волосы | Высокий рост, угольно – черная кожа и волосы | Низкий рост, узкий разрез глаз, желтоватый оттенок кожи. |
Племена\народы | Египтяне, алжирцы, берберы, туареги | Тутси, пигмеи, нуба | Бушмены, готтентоты |
Основные дикие африканские племена:
- масаи;
- мурси;
- бушмены;
- нуба;
- хамеры;
- химба;
- каро.
Племя нуба
Племя нуба – одно из самых красивых диких африканских племен. Численность – около 10000 человек, располагаются в Судане. Женщины племени отличаются необыкновенной природной красотой: упругие тела, длинные стройные ноги, высокий рост, темная блестящая кожа.
До недавнего времени жители племени вели беззаботную жизнь, выращивая хлопок, жили в равенстве и согласии. Правительство Судана обязало людей одеться, и они потеряли свою особенность. Молодые люди уходили на заработки, а возвращались озлобленные, больные и зазнавшиеся. С появлением денег и одежды нубийцы изменились: стали выпрашивать у туристов деньги, разделились на богатых и бедных.
В племени существует традиция выбора жениха: девушки исполняют танец, а затем кладут ногу на плечо понравившемуся юноши. Ему не видно лица девушки, только чувствует запах ее тела. Мнение юноши не учитывается: девушка сделала свой выбор.
Они не имеют права жениться, пока молодой человек не построит дом. Регулярные свидания и наличие детей не является поводом для вступления в брак. Прожив год в собственном доме, супруги могут есть из одной посуды.
Племя мурси
Дикие мурси – воинственное вооруженное племя. Не все племена Африки используют такое оружие, как автомат Калашникова. Пристрастные к алкоголю мурси, применяют его бесконтрольно, стремясь доказать свое главенство, забивают друг друга до полусмерти.
Численность – 6000 человек, проживают в Эфиопии. Мурси низкого роста с кривыми ногами и толстыми шеями, носы – приплюснуты, лбы – низкие и расплющенные.
Мурси почитают смерть и проводят языческие ритуалы. Женщины-лекари предсказывают будущее по звездам, лечат болезни и травмы заговорами и особыми движениями рук.
Внешне они выглядят болезненно и дрябло, сутулятся, грудь и живот свисают. Особенность женщин: проколотая отвисшая губа. В детстве каждой девочке в дырявую губу вставляют деревянную палочку, с возрастом увеличивая диаметр. В день бракосочетания женщина вставляет тарелку диаметром до 30 см. Чем больше тарелка, тем крупнее выкуп за нее дадут.
У женщин-мурси отсутствуют волосы, и они сооружают головные уборы из сухих ягод, падали, веток, моллюсков, хвостов.
Женщины изготавливают бусы из фаланг пальцев провинившихся мужчин. Обрабатывают их человеческим жиром, поэтому племя мурси имеет неприятный едкий запах. На украшения некоторых женщин уходит 5–6 кистей рук.
Племя хамар (хамер)
Численность – около 40000 человек, племя расположено на берегу реки Омо. Основное занятие – разведение скота, а именно коз; имеют зернохранилище в хижинах.
Дикие племена Африки отличаются друг от друга ритуалами и обрядами. Особенность этой народности: бег по спинам быков. Молодой человек, без одежды, преодолев животное 4 раза, получает право на вступление в брак.

Замужние женщины племени вместе с детьми живут в хижинах с острой крышей по 2–3 человека. В жилище имеется очаг и спальное место. Мужчины спят в ямах, присыпая себя слоем земли так, что становится трудно дышать. Занимаются охраной территории и охотой. Вступают в связь с женами только для продолжения рода.
Девочек выдают замуж в возрасте 12 лет. В день свадьбы надевают ошейник из кожи и металла, его невозможно снять , и он имеет отверстие для твердого прута из тростника. Муж использует прут для кровавой порки жены, случающейся каждый вечер. Оба супруга получают удовольствие от ритуала.
Женщины могут вступать в связь между собой, а мужчины – иметь до 4 жен. Металлический ошейник носит только 1-ая супруга, остальные надевают железные обручи. Их количество говорит о номере жены.
В отличие от других племен, хамары остановились в развитии. Они не проявляют чувств друг к другу.
Племя бушменов
Народ бушменов насчитывает около 100 тыс. человек; проживают в районах пустыни Калахари. Это коренные жители юга Африки, занимались охотой, собирательством, никогда не разводили скот. В их понимании все на Земле – общее, поэтому они часто охотились на домашних животных соседних поселений, за что были оттеснены в леса и пустыни.
От негроидной расы их отличают:
- Тонкие губы.
- Желтоватый оттенок кожи.
- Маленький рост.
- Быстрое образование морщин.
- Черты, характерные монголоидной расе.
- Кудрявые волосы на голове.
Женщинам свойственны круглые широкие бедра, выпуклый живот. После родов внешний вид сильно ухудшается. Обычную женщину от беременной отличить сложно, поэтому последнюю обмазывают золой. Мужчины начинают стареть после 35 лет.
Племенем управляет старейшина, не имеющий богатств или привилегий. Национальное блюдо – «бушменский рис» (личинки муравьев). Образ жизни племени – кочевой. На новом месте бушмены сооружают шалаши или хижины из веток и соломы, в которых живут несколькими семьями.
Народ хорошо разбирается в травах и растениях, готовят из них лекарства и отвары, способные исцелить и даже защитить от диких зверей.
Особые ритуальные танцы под африканские ритмы вводят человека в транс. Удивительная живопись бушменов встречается в пещерах: непонятные людям образы, пришедшие шаману в трансе.
Некоторые представители племени стали работниками местных фермерских хозяйств. Но остались те, которые чтут традиции и образ жизни предков.
Племя масаи
Воинственное племя масаи проживает в Кении и Танзании. У людей нет паспортов, поэтому они не знают свой возраст и посчитать их численность невозможно. Глава племени – вождь, может иметь до 4 жен.
Из-за неблагоприятной для возделывания почвы, масаи занимаются скотоводством и охотой. В периоды войн женщины пасли скот (сейчас это мужское занятие), а они следят за домом, воспитывают детей и вкусно готовят. Именно хорошей едой жены заслуживают благодарность мужей.
Дети масаи до 15 лет предоставлены сами себе: они не посещают школ, не учатся грамоте, присматриваются ко взрослым, во всем им подражая и время от времени охотятся.
В 17 лет молодые люди женятся. Девушка должна быть чиста и непорочна. Первое время с молодоженами живет свекровь и хранит их деньги. Странный свадебный обычай племени: первую брачную ночь невеста проводит с ведущим мероприятия, так как жених не должен видеть выделения девушки.
Масаи любят кровь животных: прокалывают артерию, подставляют чашу, затем замазывают дырку глиной и корова или бык живет дальше . Иногда в напиток добавляют молоко. Мясо масаи не едят, так как скот – это средство заработать деньги. И молодым людям, и девушкам делают обрезание. Если последняя не пройдет эту процедуру, ее не возьмут в жены. Все женщины масаи бреют головы.
Племя химба – самое красивое в Африке
Дикие племена Африки мало заботятся о своем внешнем виде, но только не химба. Женщины невероятно красивы: высокий рост, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица. Они часто носят на головах большие емкости, поэтому обладают грациозной осанкой.
По внешнему облику жителей племени можно судить о социальном положении: замужние девушки сооружают конструкции, похожие на короны, женатые мужчины – тюрбан. Девочки обладают длинными волосами, заплетают их в косы и оборачивают вокруг головы.
Численность – до 50 тыс. чел., проживают на севере Намибии в пустыне. Вода в племени – большая ценность, поэтому химба не моются. На тело наносят специальную красно-оранжевую смесь, которая придает телу нежный аромат, поглощая неприятные запахи.
Дети обучены счету и совсем немного английскому языку. Главный в племени – старейшина. Он заключает браки, проводит ритуалы и церемонии у священного огня. После вступления в брак, жена переезжает к мужу.
Живут химба в конусообразных хижинах, имеется только спальное место. Рано утром женщины доят коров, а мужчины их пасут. Кочуют только представители сильного пола племени со скотом, а матери с детьми остаются в поселении.
Племя зулу
Племя зулу (зулусы) насчитывает около 10 млн. человек, населяют юг Африки. Оно одно из самых многочисленных и современных: нынешний президент ЮАР – выходец из этого племени.
В древние времена занимались ремеслом, разводили скот, вели натуральное хозяйство. Из одежды – повязки на бедрах и украшения из хвостов животных и перьев. Сегодня зулусы предпочитают обычные наряды, а национальные костюмы надевают на представления, которыми радуют туристов.
Свадьба – очень дорогостоящее событие. За невесту жених должен отдать 100 кг кукурузы, столько же сахара и 11 коз. Квартира в небольшом африканском городе стоит такой суммы, поэтому в племени много неженатых мужчин.
В отличие от бушменов или масаи, зулусы пользуются благами цивилизации.
Они грамотны, образованы и воспитаны. От предков они вынесли любовь к музыке и религиозность. Среди зулусов есть христиане и приверженцы традиционных верований.
Древние люди верили в высший дух, который управляет стихиями и помогает людям справляться с бытом, управлять скотом, использовать орудия и возделывать земли. Зулусы верили, что души ушедших предков всегда находятся среди них.
Племя коса
Численность племени коса – около 4 млн. человек; место поселения – Капская провинция . Часть племени исповедует христианство, другие верят в силу духа предков и силу природы.
На протяжении 17 – 19 веков воевали с бурами, а затем с англичанами; потерпели поражение и поменяли место поселения. Выращивают кукурузу и разводят скот, многие мужчины заняты на фермах и домашних хозяйствах как наемные работники.
Народность племени коса носят яркие накидки, красят кожу охрой. Женщины на головах сооружают тюрбаны, определяющие их положение: замужняя, свободная, вдова. Племя враждует с зулусами на протяжении многих лет. Они не пересекаются ни в обычной жизни, ни на политическом уровне.
Необычный ритуал проходят все мальчики племени: их поселяют в хижину далеко в горах, бреют и совершают обрезание. По истечении определенного времени разрешают вернуться в деревню.
Племя бубал
Дикие племена Африки отличаются внешними признаками. Так, у мужчин племени бубал (располагается между Кенией и Сомали) мошонка вырастает до 80 см в диаметре.
Мальчики рождаются обычными детьми, но из-за специфического питания размеры их органа достигают большой величины.
С рождения и до совершеннолетия мальчики употребляют менструальные выделения коров. Они верят, что это придает им силы и мужества, а также предотвращает заболевание рахитом, лейкемией и цингой.
Богатство племени заключается только в коровах. Большие размеры гениталий никак не влияют на способность к зачатию ребенка. Только при ходьбе мужчины испытывают дискомфорт.
Ученые выяснили, что коровьи менструальные выделения богаты витаминами и полезными элементами. Роды животного значительно облегчаются и ускоряется выработка молока благодаря такой процедуре.
Жители племени ежедневно утром и вечером принимают душ из коровьей мочи. Женщины омывают младенцев, старшие дети совершают процедуру самостоятельно. Это отпугивает опасных насекомых из-за запаха аммиака. Волосы бубальцев имеют оттенок меди.
Племя самбуру
Местоположение племени Самбуру – север Кении в засушливом районе между пустыней и горами. Основное занятие – разведение скота и верблюдов. Внешне самбуру худые с черными волосами и кожей.
И мужчины, и женщины носят передники, а верхняя часть тела остается открытой. Сейчас часто надевают сверху современную одежду. В племени самбуру женщины бреют голову, а мужчины окрашивают волосы охрой и заплетают косы.
Глава племени – старейшина, заключает браки и имеет несколько жен. С 6 лет мальчикам доверяют пасти скот. В 14 лет они проходят процедуру обрезания. Это торжество пышно празднуют, мальчики становятся воинами; в 28 лет – старейшинами и лишаются волос.
В 10 лет девочки вступают в брак. В их обязанностях содержать дом, растить детей
. Чем больше у женщины детей, тем с большим уважением к ней относятся. Бездетных унижают и подвергают нападкам. Женщины приносят в дом дрова и воду. Из-за засушливости региона необходимо пройти много километров, чтобы ее найти. Мужчины, по большей части, отдыхают.
Танцы важны для самбуру. Молодые люди, танцуя, подпрыгивая и тряся косичками перед девушкой, так выражают ей свою симпатию. Ритмичные движения под музыку для самбуру – признак силы. В пищу употребляют молоко в любом виде, мясо едят редко, часто пьют кровь живых и мертвых животных.
Многие племена Африки, несмотря на достижения современности, – дикие и изолированные от цивилизации. Они почитают своих богов и духов, соблюдают вековые традиции и проводят ритуалы предков.
Оформление статьи: Светлана Овсяникова
Видео о диких племенах Африки
Дикие племена Африки: жизни и обычаи:
Многоликая Африка, на огромной территории которой в 61 стране, в укромных уголках этого континента до сих пор проживают более 5 миллионов человек почти ещё совсем диких африканских племен.
Члены этих племен не признают достижений цивилизованного мира и довольствуются теми благами, которые им достались от их предков.
Убогие хижины, скромная пища и минимум одежды их устраивают, и они не собираются менять этот уклад.
Их обычаи
Различных диких племен в Африке около 3-х тысяч, но точное их количество назвать сложно, поскольку чаще всего они или плотно перемешаны между собой, либо наоборот, разделены. Население некоторых племен составляет всего по несколько тысяч или даже сотен человек, и часто населяют всего 1-2 деревни. Из-за этого на территории Африканского континента существуют наречия и диалекты, понять которые порой под силу только представителям только конкретного племени. А разнообразие ритуалов, танцев, обычаев и жертвоприношений огромно. К тому же внешний вид людей некоторых племен просто поражает взгляд.
Однако, поскольку все они проживают на одном континенте, у всех африканских племен все же есть что-то общее. Некоторые элементы культуры характерны для всех народностей, проживающих на этой территории. Одной из главных определяющих черт племен Африки является ориентация на прошлое, то есть возведение в культ культуры и жизни предков.
Большинство африканских народов отрицает все новое и современное, замыкается в себе. Сильнее всего они привязаны к постоянству и неизменности, в том числе и во всем, что касается повседневной жизни, традиций и обычаев, ведущих свое существование от прадедов.
Сложно представить, но среди них практически нет тех, кто не занимался бы натуральным хозяйством или скотоводством. Охота, рыбалка или собирательство — совершенно обычные для них занятия. Так же, как и много веков назад, африканские племена воюют между собой, браки чаще всего заключаются внутри одного племени, межплеменные браки среди них большая редкость. Разумеется, такую жизнь ведет не одно поколение, каждому новому ребенку с рождения предстоит жить такой же судьбой.
Племена отличаются друг от друга своей собственной, присущей только им системой жизни, обычаями и ритуалами, верованиями и запретами. Большинство племен изобретают свою моду, зачастую ошеломляюще яркую, самобытность которой зачастую просто изумляет.
Из наиболее известных и многочисленных на сегодняшний день можно считать племена: масаи, банту, зулусы, самбуру и бушмены.
Масаи
Одно из самых известных африканских племен. Проживают они в Кении и Танзании. Количество представителей достигает 100 тысяч человек. Чаще всего их можно встретить на склоне горы , которая занимает видное место в мифологии масаев. Может быть, величина этой горы повлияла на мировосприятие членов племени — они считают себя любимцами богов, высшим народом и искренне уверены, что красивее их не найдется людей в Африке.
Такое мнение о себе породило презрительное, зачастую даже уничижительное отношение к другим племенам, что стало причиной частых войн между племенами. К тому же в обычае у масаев воровать животных из других племен, что тоже не улучшает их репутацию.
Жилище масаев строится из веток, обмазанных навозом. Занимаются этим в основном женщины, которые также по необходимости принимают на себя обязанности вьючных животных. Основную долю питания составляет молоко или кровь животных, реже — мясо. Отличительным признаком красоты у этого племени считаются вытянутые мочки ушей. В настоящее время племя почти полностью истреблено или разогнано, только в отдаленных уголках страны, в Танзании, еще сохранились отдельные кочевья масаев.
Банту
Племя банту обитает в Центральной, Южной и Восточной Африке. По правде говоря, банту даже не племя, а целая народность, в которую включаются множество народов, например, руанда, шоно, конга и другие. У всех них схожие языки и обычаи, почему их и объединили в одно большое племя. Большинство представителей банту говорят на двух и более языках, самым часто употребляемым из которых является суахили. Количество членов народа банту достигает 200 миллионов. По мнению ученых-исследователей, именно банту вместе с бушменами и готтентотами стали прародителями Южноафриканской цветной расы.
Банту обладают своеобразной внешностью. У них очень темная кожа и удивительная структура волос — каждый волос спиралевидно завит. Широкие и крылья носа, низкая переносица и высокий рост — часто выше 180 см — также являются отличительными чертами людей из племени банту. В отличие от масаев, банту не дичатся цивилизации и охотно приглашают туристов на ознакомительные прогулки по своим деревням.
Как у любого африканского племени, основательную часть жизни банту занимает религия, а именно традиционные для Африки анимистические верования, а также ислам и христианство. Жилище банту напоминает дом масаи — такой же круглой формы, с каркасом из веток, обмазанных глиной. Правда, в некоторых районах дома банту бывают прямоугольными, расписными, с двускатными, односкатными или плоскими крышами. Занимаются члены племени в основном земледелием. Отличительной чертой банту можно назвать увеличенную нижнюю губу, в которую вставляются небольшие диски.
Зулусы
Народ зулусы, бывший некогда крупнейшей этнической группой, сейчас насчитывает всего 10 миллионов человек. Зулусы пользуются собственным языком — зулу, происходящим из семьи банту и являющимся самым распространенным в ЮАР. Кроме того, среди членов народа имеют хождение английский, португальский, сесото и другие африканские языки.
Племя зулусов перенесло тяжелый период в эпоху апартеида в ЮАР, когда, будучи самым многочисленным народом, определялось как население второго сорта.
Что касается верований племени, большая часть зулусов осталась верна национальным верованиям, однако среди них встречаются и христиане. Зулусская религия основана на вере в бога-творца, высшего и отделенного от повседневной рутины. Представители племени верят, что можно обратиться к духам через предсказательниц. Все негативные проявления в мире, включая болезни или смерть, рассматриваются как козни злых духов или результат недоброго колдовства. В зулусской религии главное место занимает чистота, частые омовения в обычае у представителей народа.
Самбуру
Племя самбуру обитает в северных районах Кении, на границе предгорья и северной пустыни. Около пятисот лет назад народ самбуру обосновался на этой территории и быстро заселил равнину. Это племя отличается независимостью и уверено в своей элитарности гораздо больше, чем масаи. Жизнь племени зависит от скота, но, в отличие от масаи, самбуру сами выращивают скот и вместе с ним кочуют с места на место. Обычаи и церемонии занимают значительное место в жизни племени и отличаются великолепием красок и форм.
Хижины самбуру состоят из глины и шкур, снаружи жилище обносят колючей изгородью для зашиты от диких животных. Свои дома представители племени возят с собой, собирая заново на каждой стоянке.
У самбуру принято разделять труд между мужчинами и женщинами, это касается и детей. В обязанности женщин входит собирательство, дойка коров и доставка воды, а также заготовка дров, приготовление пищи и присмотр за детьми. Разумеется, в ведении женской половины племени находится общий порядок и стабильность. Мужчины самбуру отвечают за выпас скота, который и является их главным средством существования.
Самой важной деталью жизни народа является деторождение, стерильные женщины подвергаются жестоким гонениям и издевательствам. В норме у племени поклонение духам предков, а также колдовство. Самбуру верят в чары, заклинания и ритуалы, применяя их для повышения рождаемости и защиты.
Бушмены
Самое известное, с давних времен, у европейцев африканское племя — это бушмены. Название племени состоит из английских «bush» — «куст» и «man» — «человек», однако так называть представителей племени опасно — это считается оскорбительным. Правильнее именовать их «сан», что на языке готтентотов означает «чужой». Внешне бушмены несколько отличаются от других племен Африки, у них более светлая кожа, а губы более тонкие. К тому же они единственные, кто употребляет в пищу личинки муравьев. Блюда их них считаются особенностью национальной кухни этого народа. Уклад общества бушменов также отличается от общепринятого у диких племен. Вместо вождей и колдунов саны выбирают старейшин из числа наиболее опытных и уважаемых членов племени. Старейшины руководят жизнью народа, не пользуясь при этом никакими преимуществами за чужой счет. Надо отметить, что бушмены также верят в загробную жизнь, как и остальные африканские племена, однако у них отсутствует культ предков, принятый у остальных племен.
Помимо прочего, у санов редкостный талант к рассказам, песням и танцам. Музыкальный инструмент они могут сделать практически их всего. Например, встречаются луки, натянутые с помощью волос животных или браслеты, сделанные из высохших коконов насекомых с камешками внутри, которые используются для отбивания ритма во время танца. Практически все, кто имеет возможность наблюдать музыкальные эксперименты бушменов, стараются записать их с целью передать будущим поколениям. Это тем более актуально, что нынешний век диктует свои правила и многим бушменам приходится отступать от вековых традиций и идти рабочими на фермерские хозяйства ради обеспечения семьи и племени.
Это очень небольшое количество племен, проживающих на территории Африки. Их так много что описать их все понадобится несколько томов, но каждое из них может похвастаться уникальной системой ценностей и образом жизни, не говоря уже о ритуалах, обычаях и костюмах.
Африканские племена. Зулусы.Африка
- это колыбель человечества, ритм, сверкающий экзотическими красками.
Магическое искусство и богатое наследие Африки во все времена привлекали к себе взгляды и сердца всевозможных искателей приключений, авантюристов и ученых.
Африка занимает пятую часть всей суши планеты, его берега омывают два океана - Атлантический и Индийский, и два моря.
Самый таинственный, загадочный и многоликий континент неспроста вызывает негаснущий интерес и восхищение у любого пытливого человека, ведь, по предположениям ученых, все люди на Земле - белые, черные, желтые - произошли от крохотного африканского племени.
Зулусы
Зулусы — африканский народ численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции КваЗулу-Наталь в Южно-Африканской Республике. Небольшие группы зулусов проживают также в Зимбабве, Замбии и Мозамбике. Язык зулу принадлежит к группе нгуни семьи банту. Зулусское королевство сыграло важную роль в истории нынешней ЮАР в XIX и XX веках. В эпоху апартеида зулусы в ЮАР, будучи крупнейшей этнической группой, рассматривались как граждане второго сорта. Собственный язык зулусов — зулу — язык семьи банту, принадлежащий к группе нгуни и близкий языкам коса и свати. Зулу — самый распространённый язык в ЮАР. При этом многие зулусы также говорят на английском, португальском, сесото и других языках ЮАР.
Среди зулусов есть христиане, многие сохраняют приверженность традиционным верованиям. Зулусская религия включает веру в бога-творца (iNkulunkulu), который выше повседневных людских дел. К миру духов можно обратиться только через предков (amadlozi), с которыми общаются предсказатели (почти всегда предсказательницы). Всё плохое, включая смерть, рассматривается как результат злого колдовства или действий обиженных духов. Ещё один важный аспект зулусской религии — ритуальная чистота. Для разной пищи часто используются разные приборы и посуда, а омовение нужно совершать до трёх раз в день.
более 11 миллионов зулусов составляют крупнейшую этническую группу юга Африки.
Знаменитым на весь мир южноафриканский город Дурбан сделали зулусы.
Зулу насчитывают более 300 племен, которые проживают в основном в провинции Квазулу-Наталь
Зулусы принадлежат к группе народов нгуни, лингвистической подгруппе языковой семьи банту. Тысячелетняя миграция на юг привела нгуни к бассейну реки Белая Умфолози в 1700 г. н.э. Здесь зулусы решили обосноваться надолго - так гласит предание, датированное 1709 г. Свое название зулусы получили в честь Зулу Кантомбела, основателя и вождя племени.
Племена зулу - одна из самых сильных и закаленных черных культур. Все люди этого племени подчинены королю зулусов (в данный момент это Гудвил Звелатини). Они разделены на кланы, в каждом со своим вождем. Кланы поделены на еще меньшие подразделения, живущие в отдельных деревнях-краалях. Там тоже есть свой вождь. И самая малая часть - семья, где за вождя выступает муж.
В переводе с зулусского языка, «зулу» - это небо, а зулусы - «небесные люди». Несмотря на романтическое название, представители этой африканской народности - люди вполне приземленные. В облаках им витать не свойственно. Им свойственно стремиться к безоблачной жизни. Потому-то заманивают они жадных до зрелищ туристов и устраивают для них представления.
Личная жизнь зулусов - целая экономическая наука. Достигнув совершеннолетия, каждый зулу может жениться. Каждый может, но не каждый хочет, так как женитьба для местных женихов - дело крайне затратное. По традиции каждый зулус, решивший вступить в законный брак, должен заплатить родителям невесты выкуп. Сто кило сахара, сто кило кукурузы и еще одиннадцать коров! Если продать все это богатство, можно снять апартаменты в пригороде Дурбана с видом на океан или приобрести престижный внедорожник.
- Почитание лингама Массаж лингама техника описание
- Рижский бальзам – польза и вред биттера
- Народные приметы, помогающие забеременеть: что работает, а что нет?
- Триместры беременности – как их считать по неделям, и что происходит в каждом периоде?
- Почему инициатива наказуема?
- К чему снится лепить манты
- Кинкан овальный Уход в домашних условиях