Войти
Строительный портал
  • Почитание лингама Массаж лингама техника описание
  • Рижский бальзам – польза и вред биттера
  • Народные приметы, помогающие забеременеть: что работает, а что нет?
  • Триместры беременности – как их считать по неделям, и что происходит в каждом периоде?
  • Почему инициатива наказуема?
  • К чему снится лепить манты
  • Реформы государственного строя середины 16 века. Финансовые реформы середины XVI столетия. Он приводит ряд доказательств

    Реформы государственного строя середины 16 века. Финансовые реформы середины XVI столетия. Он приводит ряд доказательств

    Россия в 16 веке. От политики реформ к опричному террору. Опричнина и её последствия для страны

    Борьба за достижение основных стратегических целей в области внутренней и внешней политики, продолжалась в XVI столетии. Это столетие неразрывно связано с именем первого русского царя Ивана IV(1533 – 1584), прозванного за жестокость Грозным. В деятельности Ивана Грозного выделяются два этапа: доопричный и опричный.

    В течение первого периода правительство Ивана Грозного (Избранная рада) проводило ряд важных структурных реформ, направленных на укрепление централизованного аппарата власти. Созыв Земских соборов-собраний представителей сословий; издание нового Судебника; создание центральных органов государственного управления; отмена системы кормлений и реформа местного управления, частично обеспечивающая его выборность; введение единообразного порядка организации военных сил и создание стрелецкого войска; реформа податного облажения – все эти меры повысили централизацию государства, эффективность управления, способствовали становлению сословно-представительной монархии. Реформы середины XVI столетия привели к крупным военным успехам: к России были присоединены Казанское и Астраханское ханства, в состав государства вошли Среднее и Нижнее Поволжье, а также Южное Приуралье. Открывалась возможность дальнейшего продвижения на восток, в Сибирь. (Сибирское ханство было разгромлено и присоединено в конце XVI в.).

    Однако роспуск Избранной рады в 1560 г. означал начало перехода ко второму этапу правления Ивана IV, связанному с опричниной и опричным террором. В 1565 г. с помощью ловкого политического маневра Иван IV обеспечил за собой право неограниченной власти, учреждения опричнины – государева удела с особой территорией, войском и государственным аппаратом. Сразу же после этого начался террор, обрушившийся сначала на феодальную аристократию, а затем и на другие слои общества. Кульминацией опричного террора стал конец 1569 – начало 1570 гг., когда варварскому разгрому был подвергнут Новгород, якобы задумавший измену и пожелавший отойти к Литве. По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы в Клину, Твери и Торжке.

    В результате опричнины Россия оказалась в ситуации глубокого экон. и полит. кризиса, кот плавно перешел в конце 16 века в смутное время

    После того, как в июне 1547 г. в Москве произошел страшный пожар (в результате которого почти весь город выгорел, пострадало множество людей). Разъяренная толпа ворвалась в Кремль и разграбила дворы Глинских (которых обвинила в поджоге). Был убит дядя царя Ю.В. Глинского. Царь укрылся в селе Воробьеве и с трудом уговорил разойтись толпу.



    События очень повлияли на царя (напугали) и убедили в необходимости проведения реформ.

    Иван 4 приблизил к себе группу советников, называемую Избранной радой (она возглавлялась окольничим А.Ф.Адашевым и неофициальным духовником царя Сильвестром).

    Избранной раде приписывают проведение реформы середины 16 века (есть мнение, что избранной рады могло и вовсе не существовать, а речь идет лишь о выдвижении тех или иных советников).

    Были принят ряд мер по ограничению местничества. Церковного землевладения коснулись изменения: появился запрет на приобретение земли церковью без доклада правительству, а часть земель под разными предлогами изъята у неё. Налоговая реформа также коснулась церкви – некоторые налоговые привилегии церкви отменены. В ходе реформы была введена единая податная единица – соха.

    Начались военные реформы середины 16 века. Было создано:

    · Стрелецкое войско;

    · «Избранная тысяча».

    Стрелецкое войско – оно не распускалось в мирное время и состояло, как и пушкари, из горожан и «черных» крестьян. Вследствие военной реформы 16 века потребовалось перераспределение вотчин и поместий, так как они являлись оплатой за службу (для обязанных к ней дворян и бояр).

    «Избранная тысяча» - особенно надежная часть войска, состоящая из 1078 дворян, который царь поселил в Московском уезде и обеспечил их поместьями.

    В 1549г. – был созван первый орган сословного представительства страны – Земский собор. По его решению был составлен и утвержден (1550 г.) новый Судебник, который закрепил результаты проведенных реформ.

    В 1551 г. – состоялся Стоглавый церковный собор. Свое название он получил по количеству глав, в которые были сведены его решения.

    В середине 50-х гг. – Иван Грозный проводит серию новых реформ 16 века. Окончательно оформляется система приказов. Приказом назывался государственный административный орган центрального управления, ведавший определенную сферу (Посольский приказ занимался вопросами дипломатии, Разрядный – служилых людей и т.д.).

    Проведена земская реформа 16 века. В 1555 г. – отмена «кормления». Судом, сбором налогов стали заниматься должностные лица, «излюбленные головы», земские старосты.

    В 1556 г. – принимается «Уложение о службе», по которому служилые люди выставляли со 150 десятин земли одного боевого холопа (специально обученный слуга, идущий в поход вместе с господином).

    В итоге военных реформ 16 века в России военная сила столь значимая во внешней политике существенно укрепилась.

    Направления реформ

    1. Реформа центральных органов государственного управления
    2. Реформа законодательных норм
    3. Военная реформа
    4. Реформа системы местного самоуправления
    5. Церковная реформа

    Реформа центральных органов государственного управления

    Сущность реформы заключается в создании новой системы центрального управления – приказов, специализировавшихся на определенном роде деятельности. В середине $XVI$ столетия действовало порядка $20$ приказов. Приказы возглавлялись знатными боярами, им подчинялись дьяки и подьячие. С усилением государственной власти число приказов росло. Основные приказы $XVI$ века:

    • Челобитный приказ - рассмотрение жалоб, осуществление высшего контроля
    • Посольский приказ -регулирование отношений с зарубежными странами
    • Большой приказ - управление финансами
    • Поместный приказ - распределение земель за службу
    • Разрядный приказ - организация дворянского ополчения
    • Разбойный приказ - осуществление охраны правопорядка

    Реформа законодательных норм

    Был создан Судебник $1550$ г. Судебник Ивана Грозного предусматривал:

    • право крестьян переходить от одного помещика к другому в определенный день (Юрьев день), при этом увеличивалась плата за «пожилое».
    • ответственность за взяточничество
    • единую единицу взимания налога – Большую соху, равную от $400$ до $600$ га земли.

    Реформа системы местного самоуправления (Губная и Земская реформы)

    Сущность реформы заключалась в отмене системы кормлений ($1556$г.). На смену ей пришла так называемая «помочь», которая выделялась из Центрального фонда.

    Устанавливалась новая система местного управления. Всей полнотой власти (управление и суд) наделялись губные старосты, в черносошных районах – земские старосты, избиравшиеся из дворян. В подчинении старост находились целовальники, губные и земские дьячки.

    Замечание 1

    Благодаря данной реформе пополнялась казна, укреплялось положение дворянства.

    Военная реформа

    В середине века было создано постоянное стрелецкое войско, основу которого составляли пищальники. Стрелецкое войско подразделялось на московские и городовые приказы. В военное время в обязанности стрельцов входило участие в боевых действиях, в мирное – заниматься военной подготовкой, нести караульную службу. Вооружение стрелецкого войска представляло собой гладкоствольное ружье и бердыши. В свободное время стрельцы имели право заниматься ремеслом и торговлей. Личную охрану царя осуществлял специальный привилегированный отряд («Избранная тысяча»), численностью около $3$ тысяч воинов, состоявший из детей бояр, получивших поместье вокруг Москвы.

    Отличие стрелецкого войска от ранее существовавшего ополчения заключалось в том, что стрельцы имели постоянное жалование и проживали в специальной слободе. По своей сути стрелецкое войско напоминало регулярную армию, имевшую единоначалие.

    Было создано «Уложение о службе», своеобразный военный устав, согласно которому существовало две формы военной службы: «по отечеству» - то есть по происхождению, «по прибору» - то есть по набору. Включались в войско и казаки. В дальнейшем был создан устав по организации сторожевой и станичной службы.

    Замечание 2

















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока: усвоение знаний о реформах Избранной рады и опричнине Ивана Грозного.

    • Образовательная : раскрыть содержание реформ Избранной рады, причины и последствия опричнины.
    • Развивающая : развивать у учащихся умение анализировать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с историческими источниками.
    • Воспитательная : формировать понимание неоднозначности исторических событий и деятельности исторических личностей, воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, схемы, таблица.

    Учебник: Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. для 10 класса общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2006.

    План изучения нового материала

    1. Начало правления Ивана IV.

    2. Венчание на царство.

    3. Реформы Избранной рады.

    4. Опричнина, ее причины и итоги.

    Основные понятия:

    Опричнина (от древнерусского “оприч”- кроме)- значительная часть государства, выделенная в личное владение.

    Земщина – остальная часть государства со старыми порядками и прежними боярской думой, приказами.

    Опричное войско-карательный инструмент в руках царя.

    Местничество - система распределения служебных мест по происхождению и знатности.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Изучение нового материала.

    Вводное слово учителя:

    Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: “Реформы середины XVI в. Опричнина”.Данные события связаны с личностью первого русского царя Ивана Грозного.Изучение роли Ивана IV Грозного – один из “трудных вопросов” Отечественной истории. Иван Грозный как человек и как политический деятель был сложной и противоречивой фигурой. Споры о его деятельности не утихают среди историков до сих пор. Обратите внимание на следующие оценки деятельности Ивана Грозного:

    Н.М. Карамзин (русский историк XIX века): “… добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств могольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы…”.

    К.Д. Кавелин (русский историк и юрист XIX века): “Как бы мы ни смотрели на Ивана Грозного, даже до сих царствование его, конечно, одно из замечательнейших в русской истории”.

    В.О. Ключевский (русский историк XIX–XX в.): “…положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям... Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него…Важнее отрицательное значение этого царствования. Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец”.

    Перед учащимися учитель ставит проблемные вопросы:

    1) Иван Грозный – реформатор или тиран?

    2) Реформы Избранной рады: успех или неудача?

    1. Начало правления Ивана IV.

    Учитель: В ночь с 3 на 4 декабря 1533 г. умер великий князь всея Руси Василий III. На престол был возведен его малолетний сын Иван IV. Поскольку Ивану было всего три года, регентшей при малолетнем князе стала его мать Елена Васильевна Глинская. Елена Глинская продолжала курс политической и экономической стабилизации государства: укрепила города на западных рубежах, провела денежную реформу 1535 г., по которой была введена серебряная копейка, заменившая многочисленные деньги удельных земель; была сооружена Китайгородская стена, заключено перемирие с Литвой в 1536 г.

    При Елене Глинской активизировалась ожесточенная борьба за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых. “Боярское правление” (1538-1547) после смерти Елены Глинской оказало пагубное влияние на Ивана IV и на развитие страны.

    Иван IV Грозный (1533-1584) – запись в тетрадях.

    2. Венчание на царство.

    Учитель: 16 января 1547 г . в Успенском соборе Московского кремля венчался на царство Иван IV. По “чину венчания”, составленному митрополитом Макарием, Иван Васильевич стал именоваться “царем и великим князем всея Руси”.

    Царь (от лат. Caesar - цезарь)-наследственный монарх, государь.

    Вопрос: Какое значение имело провозглашение Ивана IV царем?

    Учитель дополняет ответы учащихся: царский титул подчеркивал претензии Русского государства на византийское наследство, уровнял по чину Ивана IV с восточными соседями - астраханским и казанским ханами, наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси.

    3. Реформы Избранной рады.

    Учитель сообщает, что примерно в 1548-1549 гг. при молодом царе складывается кружок придворных деятелей, который вместе с ним энергично занялся проведением в государстве реформ. Андрей Курбский назвал это новое правительство “Избранная рада”. Видную роль в ней играли думный дворянин Алексей Федорович Адашев , глава Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый , думный дьяк, духовник царя Сильвестр . Какие же реформы были проведены Избранной радой?

    Класс предварительно разделен на четыре группы. Каждая группа получает задание познакомиться с текстом источника, проанализировать и составить схему реформ Избранной рады, используя ватман и маркеры.

    • 1 группа “Реформы государственного управления”
    • 2 группа “Правовая реформа”
    • 3 группа “Церковная реформа”
    • 4 группа “Военная реформа”

    Два представителя от группы защищают составленные схемы-таблицы.

    Дополнительный материал для первой группы

    Реформы государственного управления

    В сфере государственного управления Избранной радой были проведены серьезные реформы. Создаются первые функциональные органы центрального управления – приказы, служащие которых всецело зависели от царя. Приказы становятся основными органами центрального управления, полностью заменяя прежнюю систему "дворцов". Это было связано с тем, что развивающееся государство требовало специализации государственных органов, четкого оформления их компетенции. Наиболее важными были приказы: Челобитный, в котором принимались жалобы на имя царя и проводилось расследование по ним. Во главе этого высшего органа государственного контроля стоял Алексей Адашев. Посольский приказ - его возглавлял дьяк Иван Висковатый. Поместный приказ - ведал делами поместного землевладения, Разбойный - уголовный розыск, Разрядный - ведал дворянским ополчением и назначал воевод, Приказ большой казны - ведал финансами. Это способствовало укреплению монархической власти и централизации страны.

    В 1549 г. был созван Земский собор - первый в русской истории орган представительства различных социальных слоев (боярства, духовенства, дворянства, служилых людей и др.) Собор 1549 г. историки называют “собором примирения”: бояре клялись подчиняться во всем царю, царь обещал забыть прежние обиды.

    Была осуществлена реформа местного управления: наместничество ликвидировано и заменено выборной администрацией - земским самоуправлением. Вместо "кормленщиков" в уездах, где было развито поместное землевладение, дворяне выбирали из своей среды " губных старост", в уездах с крестьянским землевладением - " земских старост" из зажиточных крестьян. В их ведении находились суд, управление податным населением и сбор налогов с него. В помощь старостам избирались "целовальники"(целовали крест перед вступлением в должность).

    Дополнительный материал для второй группы

    Правовая реформа

    В 1550 г. Избранной радой был принят новый Судебник. Он включал около 100 статей, большая часть которых посвящена вопросам управления и суда. Новый кодекс законов усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей в городах, уездах и волостях. Судебник ставил действенные преграды произволу наместников. Они могли теперь вести судебные разбирательства только при участии выборных лиц от сословий, т.н. "судных мужей". Выборным вменялось в обязанность следить, чтобы представители не брали взяток от судящихся. Судебник требовал, для исключения произвола, обязательно протоколировать заседания суда и один экземпляр отдавать судным мужам. Все это означало контроль выборных от населения лиц за деятельностью наместников.

    Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума. На местах же за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных дворян, посадских людей и черносошных (свободных крестьян).

    По Судебнику 1550 г. ликвидировали привилегию монастырей не уплачивать подати в казну, запретили превращать в холопов детей боярских (дворян). Затруднялся переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день путем увеличения размера взимаемого с них пожилого.

    Проводится реформа налогообложения, ограничивающая льготы феодалов. Была введена единица поземельного налога – большая соха. Одинаковую сумму налога брали с 500 четвертей (четверть-половина десятины) “доброй” (хорошей) земли в одном поле с черносошных крестьян; с 600 четвертей - с церковных земель; с 800 четвертей – со служилых феодалов (помещиков и вотчинников).

    Дополнительный материал для третьей группы

    Церковная реформа

    Процесс усиления государственной власти вновь выдвинул вопрос о положении церкви в государстве. В 1551 г. был созван церковный собор, на котором были зачитаны вопросы царя. Ответы на них составили сто глав приговора собора (Стоглав). Стоглав запретил монастырям давать деньги и хлеб под проценты, прекратил царскую помощь монастырям, имеющим владения, были унифицированы церковные пошлины по всей России, регламентированы нормы внутрицерковной жизни. Стоглав укреплял дисциплину в церковной среде. Важное национально-духовное значение имело утверждение собором пантеона общерусских святых.

    Однако расчеты Ивана IV на то, что удастся получить в государственный фонд монастырские земли, не осуществились. Раздраженный этим, Иван сразу после завершения собора своим указом запретил покупку монастырями вотчинных земель "без доклада царю". У монастырей отбирались все земли, переданные им боярами с 1533 г. Тем самым, не получив сами церковные земли, Иван IV установил свой контроль над их движением.

    Дополнительный материал для четвертой группы.

    Военная реформа

    Избранная рада начала преобразования с военных реформ. В 1550 г. запретили местнические споры между воеводами во время походов. Как прежде удельные князья спорили об уделах, ссылаясь на свое старшинство в роде, так теперь спорили их потомки – бояре о начальственных местах в войске. Избранная рада хотела уничтожить местничество, так как оно причиняло много вреда и хлопот. По её указам только начальники полков могли “местничаться” между собой, остальные же, не дослужившиеся еще до начальственных должностей, должны были служить “без мест”.

    Из общей массы детей боярских и дворян Иван Грозный и Избранная рада в 1550 выбрали тысячу лучших (“Избранная тысяча) , дали им земли около Москвы (“подмосковные”) и устроили из них особый полк “московских дворян” в отличие от “городовых” (провинциальных). Дворянское ополчение обыкновенно собиралось на службу так, что дворяне каждого города с его уездом составляли один отряд (туляне, коломничи, ярославцы и т.п.). Избранная рада постановила поделить эти отряды на “сотни” и поставить под начальство особых “голов”.

    В 1550 г. появляется войско из стрельцов-воинов, вооруженных не только холодным оружием, как дворянская конница, но и огнестрельным (пищалями). В отличие от дворянского войска, которое созывали как ополчение в случае необходимости, стрельцы служили постоянно, получали обмундирование, денежное и хлебное жалование.

    Уложение о службе 1556 г. установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин: со 150 десятин земли каждый дворянин должен выставить воина на коне и в полном вооружении. Каждый прибывший на службу помещик должен был явиться к воеводе своего города на смотр; воевода отмечал в списке, кто и как приходил на службу. Тех, которые являлись в исправности “конны, людны и оружны”, записывали в высший разряд; им выдавались от царя награды – прибавка поместий; у неисправных уменьшали земли. “Нети”, т. е. вовсе не явившиеся на службу, наказывались еще строже, если не было уважительных причин неявки. Для заведования военной службою помещиков был учрежден разряд , или разрядный приказ , т. е. присутственное место, где вели дело обыкновенно боярин и дьяк с подьячими, которым царь приказывал ведать то дело.

    4. Опричнина, ее причины.

    Учитель сообщает, что 3 февраля 1565 г. был принят указ о введении опричнины . Страна была разделена на две части: “опричнина” во главе с Иваном IV и “земщина” во главе с Боярской думой.

    Причины, факты и итоги Опричнины рассматриваются с помощью схемы Фишбоун (Презентация 1) . Каждая группа учащихся читает текст учебника на с. 181-184. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп. Заполняя схему, учащиеся исследуют причины опричнины, находят факты, подтверждающие наличие данных причин, и делают выводы.

    Причины опричнины:

    1) Противоречия с боярской оппозицией.

    2) Стремление Ивана IV к неограниченной власти.

    3) Боярские измены.

    4) Неудачи в Ливонской войне.

    1) Возражения Избранной рады курсу Ивана IV во внутренней и внешней политике.

    2) 1560 г. Избранная рада прекратила свое существование.

    3) Переход князя А. Курбского на сторону Литвы.

    4) 1564 г. Поражение русских войск под Полоцком и Оршей.

    1) Укрепление личной власти царя.

    2) Хозяйственное разорение страны.

    3) Начало закрепощения крестьян.

    4) Ухудшение положения России в Ливонской войне.

    5. Последние годы правления Ивана Грозного.

    Учитель обращает внимание учащихся на то, чтопоследствия опричнины стали причиной ужесточения и окончательного складывания системы крепостного права. В стране широкое распространение получили волнения, разбои. Пытаясь спасти положение в 1581 г. Иван Грозный издает Указ “О заповедных летах” , по которому запрещался переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день.

    III. Закрепление изученного материала.

    Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, заданные в начале урока.

    Вывод: Деятельность Ивана IV Грозного носила противоречивый характер. С одной стороны, Иваном IV и Избранной радой были проведены реформы, которые охватили все стороны русской жизни, способствовали укреплению режима власти царя, централизации страны, ликвидации пережитков удельной системы. Реформы положили начало складыванию на Руси сословно-представительной монархии, что отвечало интересам всех слоев общества, привели к крупным военным и внешнеполитическим успехам. С другой стороны, мрачным эпизодом правления Ивана Грозного стала опричнина. Опричнина способствовала централизации страны, нанесла удар по остаткам феодальной раздробленности, однако оставила тяжелое наследство и привела к печально знаменитому в истории России Смутному времени.

    IV. Домашнее задание: П.25, 27.

    • 1 уровень (базовый) – “3”: заполнить таблицу “Организация государственного управления в годы опричнины”.
    • 2 уровень (повышенной сложности) – “4”: составить исторический портрет Ивана Грозного.
    • 3 уровень (сложный) - “5”: написать историческое сочинение по периоду 1533-1584 гг.

    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

    Кафедра государственно-правовых дисциплин

    РЕФЕРАТ
    по дисциплине “история отечественного государства и права”

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА

    Выполнил: Петренко А.А.,
    студент гр. 111н
    Проверил: к. ю. н, доцент
    Сафронов В. В.

    Красноярск 2012

    Введение………………………………………………………… …………………...4

    I. Первые реформы Избранной рады……………………………………………….6
    I.1. Собор примирения…………………………………………………… ……… 6
    I.2. Губная реформа…………………………………………………………… …7
    I.3. Проекты Ермолая-Еразма и И.С. Пересветова………………………………7
    I.4. Финансовая реформа …………………………………………………………8

    II. Реформы в период 1549 - 1556 гг………………………………………………..9
    II.1. Военная реформа……………………………………………………..… ………9
    II.2. Судебник 1550 г……………………………………………………………...10
    II.3. Дворцовая тетрадь…………………………………………………………… .11
    II.4. Стоглав…………………………………………………………… ……………12
    II.5. Земельные реформы…………………………………………………………. .13
    II.6. Земская реформа…………………………………………………………… …14

    III. Реформы в период 1556 - 1560 гг……………………………………………...15
    III.1. Реформа местного самоуправления………………………………………… 15
    III.2. Преобразования в армии……………………………………………………..16
    III.3. Государев родословец и разрядные книги………………………………….17
    III.4.Формирование приказного управления…………………………………18
    III.5. Итоги второго периода реформ……………………………………………..18

    IV. Опричнина……………………………………………………… ………………19
    IV.1. Разрыв Ивана Грозного с Избранной Радой………………………………..19
    IV.2. Опричнина и земщина………………………………………………………20
    IV.3. Последствия опричнины…………………………………………………… 21

    Заключение…………………………………………………… …………………….22

    Список литературы…………………………………………………… …………...24

    ВВЕДЕНИЕ

    Целью моей работы является оценка деятельности избранной рады, рассмотрение задач, стоявших перед ней, и результатов реформ 50х годов, отношения к этим реформам со стороны различных социальных групп
    Объект исследования: политические развитие России в середине 16 века
    Предметом исследования выступает процесс политического развития
    Задачами исследования выступают следующие позиции:
    анализ политической России в середине 16 века
    политика и история Избранной Рады
    и как итог исследования исследование трансформации власти и утверждения самодержавного правления

    Вопрос о правительстве середины XVI в и характер его политики традиционно связывается с вопросом о “избранной раде”. Полемика по вопросу о том, что такое “избранная рада”, интересы каких классов она выражала, в каком отношении ее политика находилась к реформам 50х годов и т.д. ,началась на другой же день после событий, которые приписывались деятельности “избранной рады”,- в переписке между Иваном Грозным и Курбским. Существует две основные точки зрения на “избранную раду”. Первая из них ведет свое начало от самого Ивана Грозного, который в посланиях к Курбскому охарактеризовал Сильвестра и Адашева как последовательных проводников боярско-княжеской политики, а время господства Сильвестра и Адашева - как наибольший расцвет власти бояр и княжат. Власть, захваченная Сильвестром, держалась на поддержке боярского сословия и на обмане царе. Бояре выдвигали Сильвестра, зная его самомнение, и посредством этой его черты характера проводили свои дела, уничтожая все, что было создано дедом и отцом Грозного. Во время правления “избранной рады” удалось ввести порядки времен Василия Темного.
    Однако существует другая точка зрения по данному вопросу, выдвинутая И.Н. Ждановым. Он уделяет большое внимание деятельности Сильвестра и Адашева и высказывается против традиционного взгляда на “избранную раду”. По его мнению основной задачей “избранной рады” является устройство “Стратилатских чинов”, как выражался Курбский, т.е. организация служивого сословия. “Избранная рада” играла видную роль, борясь за переход княжеской и вотчиной Руси в Русь царскую и поместную.
    И.Н. Жданов впервые в историографии перенес вопрос об “избранной раде” в плоскость изучения реформ 50х годов. Теперь вопрос об “избранной раде” нельзя было решат путем выбора между двумя противоположными оценками Сильвестра и Адашева - Ивана Грозного и Курбского. Характер оценки деятельности “избранной рады” обуславливался, во-первых, характером оценки реформ 50х годов, во-вторых, характером оценки отношений к этим реформам со стороны “избранной рады”.

    I. ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ
    I.1. Собор примирения
    Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне (очевидно, московские). Февральское совещание 1549г. (“Собор примирения”) было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие государственные мероприятия начинают приниматься с санкции представителей господствующего класса, в числе которого значительную роль играли дворяне.
    Решение Собора 1549г. показало, что правительство собиралось в дальнейшем использовать поддержку как боярства, так и дворян. Оно было явно не в пользу феодальной аристократии, так как она должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенное оформление сословных привилегий дворянства.
    В связи с тем, что в феврале 1549г. было решено “давать суд” если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба, которой ведал А.Адашев и, возможно, Сильвестр. Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле. Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем, Адашев в 50х годах XVIв. фактически возглавлял деятельность государственной казны. Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с реформами середины века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя, здесь же по ним принимались решения- Челобитная изба была бала своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением.
    Одновременно с “Собором примирения” происходили заседания и церковного собора, который установил церковного празднования еще 16 “святых” и рассмотрел жития этих “чудотворцев”. В условиях роста реформационного движения церковь канонизацией своих видных деятелей стремилась укрепит свой падающий авторитет.
    I.2.Губная реформа
    После февральских соборов правительственная деятельность в 1549г. развернулась в различных областях. Рост народных движений в городе и деревне заставил возобновит проведение губной реформы, после торжества Шуйских в 1542г.. 27 сентября 1549г. был выдан губной наказ крестьянам Кириллова монастыря. Этот наказ свидетельствовал о росте влияния дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губных старост из числа детей бояр.
    I.3. Проекты Ермолая-Еразма и И.С. Пересветова
    К концу 1549г. все настойчивее стали раздаваться голоса, подталкивающие правительство на проведение реформ. Царю подал свой проект Ермолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых уступок предотвратить возможность новых волнений. Он начал меры по унификации системы поземельного обложения, по обеспечению землей служивого люда.
    Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С. Пересветова, защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием,- вот некоторые из предложений этого “воинника”-публициста, выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением.
    Изначально в царских вопросах ставилась задача издания законов, которые должны были восстановит порядок, существовавший при Иване III и Василии III. Ссылка на “отца” и “деда”, встречающаяся в законодательстве означала, что реформам старались придать вид мероприятий направленных против тех злоупотреблений властью боярами, которыми были ”наполнены” несовершеннолетние годы Ивана IV.
    После постановки об отмене местничества в проекте излагался ряд соображений о необходимости навести порядок в вотчинном и поместном праве. По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений с целью выяснения размеров владений и исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении служебный фонд, чтобы обеспечить малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не получил.
    I.4. Финансовая реформа
    К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землями Русского государства, отражавшие незавершенности процесса изживания экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений.
    Если подвести итоги рассмотрению царских “вопросов”, то можно констатировать далеко идущие намерения правительства удовлетворить земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию и государственные финансы.

    II. РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1549 - 1556 гг
    II.1.Военная реформа
    После неудачного похода на Казань в ноябре 1549г. встал вопрос об осуществлении военной реформы. Единоначалие укреплялось путем установления старшинства первого (большого) воеводы большого полка по отношению к воеводам всех других полков. Укреплению дисциплины в дворянской армии содействовало запрещение местничества на “службе” с воеводами. Это также повышало роль воевод во время военных действий. В целом июльский приговор 1550г., ограничивший местнические счеты на основе сложившейся практики взаимоотношений воевод в полках, имел большое значение для боеспособности дворянской армии.
    Наряду с попытками укрепления дисциплины дворянской конницы в середине XVI века закладывается основа формирующегося постоянного (стрелецкого) войска. Между сентябрем 1549 г. и августом 1550 Иван Грозный учредил “выборных” стрельцов. По его приказу 3000 человек должны были жить в Воробьевской слободе под предводительством боярских детей, Речь шла о реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войско пищальников стало называться стрелецким. Для обеспечения стрелецкого войска вводился новый подворный налог - “пищальные деньги”, который до этого собирался не повсеместно. Стрельцы сделались ядром постоянного войска. Они имели значительные преимущества над дворянской конницей, постепенно уступающей ему место.
    II.2. Судебник 1550 г
    Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов). В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчино-боярской земельной собственности.
    Второй закон, относящийся к проблеме землевладения, провозглашал ликвидацию тарханов. Статья наносили удар по основным группам привилегированных землевладельцев - тарханников, и была направленна против податных привилегий духовных феодалов.
    Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ужесточилось отношение к холопам.
    Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.
    II.3. Дворцовая тетрадь
    Неудача попыток удовлетворить земельный голод дворянства путем пересмотра в Судебнике правового статуса вотчинного землевладения заставила правительство искать новые средства для обеспечения землей числено возросшего поместного войска. Было еще два источника, к которым можно было обратиться: казенные земли и владения духовных феодалов. Стремясь укрепить материальную базу дворян- военачальников, которые смогли сменить представителей боярской аристократии, правительство заинтересовалось находившимися в центральных районах страны оброчными деревнями, которые были переданы дворянам. В октябре 1550г. был составлен проект испомещения под Москвой так называемой избранной тысячи. Смысл этого проекта сводился к укреплению положения верхов дворянства, с тем чтобы использовать их для выполнения важнейших поручений. Но расположить всех приближенных возле Москвы не удалось, т.к. у правительства не было необходимого фонда земель. Однако одна из сторон реформы вскоре осуществилась. 1551-52 гг. была составлена Дворцовая тетрадь, куда попали все служилые люди государева двора, из которого черпались основные кадры для формирования командного состава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д.. Дворцовая тетрадь была действующим документом, к которому приписывались на протяжении 50-60 годов XVI в все новые данные о составе государева двора вплоть до начала 1562г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделение привилегированных части, служащих по дворовому списку. Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителей господствующего класса, который назначался на высшие военные и административные должности. Поэтому составление Дворцовой тетради отвечало интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550г. о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения для этой цели к-л. массовых земельных пожалований.
    II.4. Стоглав
    Также правительство принимало меры к подготовке передачи церковно-монастырской земли в частную собственность дворян. 15 сентября 1550г. правительство обсуждало с Митрополитом Макарием
    вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большую программную речь в защиту права монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, несмотря на это выступление главы русской церкви, рядом своих привилегий пришлось поступиться.
    Согласно “приговору” 15 сентября 1550г. духовным феодалам запрещалось основывать новые слободы, хотя старые за ними сохранялись. В целом “приговор” компромиссный характер, т.к. сохранял за духовными феодалами слободы и предоставлял им даже некоторые возможности для пополнения их населения со стороны. Но такое положение не устраивало руководство русской церкви, поскольку подобные действия подрывали авторитет церкви в глазах у миллионов верующих. Встал вопрос о созыве нового церковного собора. Назревало столкновение между правительством “избранной рады”, стремившейся использовать заинтересованность боярства и дворян в ликвидации земельных богатств церкви, возглавляемой Митрополитом Макарием. Был отредактирован сборник соборных решений - Стоглав. Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим. Есть все основания считать автором царских вопросов Сельвестра.
    В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающихся церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения.
    Перед собором был поставлен вопрос о необходимости организации государственного выкупа пленных, попавших к “басурманам”.
    II.5. Земельные реформы
    Однако задачи, выдвинутые в Стоглаве, не были решены, что вылилось в открытое недовольство Ивана Грозного. Это недовольство выразилось в приговоре 11 мая 1551 г., когда покупка духовными землевладельцами вотчинных земель без “доклада” Ивану Грозному запрещалось под угрозой конфискации объекта продажи. О действенности приговора 1551 года говорил тот факт, что в 50-х годах прекратилась покупка земель крупными монастырями.
    Итак, в результате мероприятий, проведенных в 1550 - 51 гг., наиболее значительный удар был нанесен церковно-монастырскому землевладению и по привилегиям монастырей-вотчинников. Но этот успех правительства “избранной рады” был достигнут ценой дальнейшего нажима на крестьян. Принужденные отдавать часть своих доходов в царскую казну, монастырские власти старались компенсировать потери ценой увеличения поборов с населения своих вотчин.
    После Стоглава была поставлена задача о разрешении земельного вопроса и введении новых прямых налогов. Все это нельзя было сделать, не проведя поземельной переписи. В ходе переписи земель в основных районах Русского государства вводилась единая окладная поземельная единица - “большая соха”. Социальная степень землевладельца определяла степень тяжести обложения. Классовый смысл реформ виден уже в том, что “в наиболее тяжелом положении оказывались черносошные крестьяне, т.к. при одинаковом количестве земель у разных землевладельцев им приходилось платить больше всего налогов. ” Реформа была наиболее благоприятной для светских феодалов и несколько ущемляла духовных землевладельцев, что соответствовало общей линии реформ 50-х гг. XVI века. Поземельная перепись сопровождалась многочисленными раздачами земель в поместья и отпиской у отдельных монастырей. Сокращение земельных и торговых привилегий монастырей-вотчинников происходило в обстановке таможенной политики. Постепенно таможенное ведомство высвобождается из-под контроля наместников, все чаще сбор косвенных налогов передается на откуп отдельными должностными лицами из центрального аппарата. Постепенное внедрение откупной системы сбора косвенных налогов содействовали развитию товарно-денежных отношений в стране, ликвидируя мелочную опеку наместнической администрации.
    II.6. Земская реформа
    Последняя из реформ к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ”. Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносшных крестьян и посадских людей, В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства, Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.
    Неспокойная обстановка в правительстве и в стране в целом в период 1553-1554 гг. не смогла надолго задержать проведение намеченных реформ.

    III. РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1556 - 1560 ГГ
    III.1. Реформа местного самоуправления
    18 января 1555 г. издается серия законов о губной реформе. Ряд приговоров усиливал меры наказания, предписывали ужесточить контроль над губными старостами и их деятельностью. Одной из важнейших задач стала защита феодальной собственности от хищения.
    В те же 1555-56 гг. наряду с губной происходило осуществление и земской реформы, приведшее к ликвидации системы кормлений. Расширялся круг выборных лиц земской администрации. Наряду с земским старостой и дьяком предписывалось избирать целовальников. Стремясь добиться заинтересованности в исправном отправлении судебных обязанностей и сбора оброка правительство освободить пашню земских старост от податей и повинностей, С другой стороны злоупотребления старост карались смертной казнью. Земская реформа, задуманная как общегосударственная, была в полной мере осуществлена только на черносошных территориях русского Севера, На основных территориях Русского государства земская реформа оставалась неосуществленной.
    В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах сословно-представительских учреждений русское правительство смогло добиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованного аппарата власти. Был сделан шаг по пути создания специальных органов местного управления взамен “многочисленных кормленщиков, для которых исполнение должностей наместников и волостей было эпизодом их военно-служилой деятельности.” В результате реформы основная масса дворян была освобождена от “кормленных” функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии; дворянство укрепило свои позиции - за исправное несение военной службы оно получали регулярное вознаграждение.
    III.2. Преобразования в армии
    Военные реформы 50-х годов XVI в. были только первым приступом к преобразованиям в армии. Когда в составе правительства Адашева усилилась дворянская группировка, оказалось возможным углубить и расширить, уже намеченные раньше военные реформы. Эта реформа находилась в тесной связи с отменой кормлений. Теперь военно-служилый человек получал компенсацию не кормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебных или административно-финансовых поручений, а жалованием из казны за военную службу. Однако реформа не была доведена до своего логического конца, т.к. имела одним из следствий увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составе дворянской конницы. Но все же реформы русской армии привели к усилению ее боеспособности и численному росту. Русская армия стала насчитывать 15 000 человек. Реформа потребовала создания специального штата правительственных чиновников, которые могли бы обеспечить руководство военно-служилыми делами.
    III.3. Государев родословец и разрядные книги
    Так как местничество приговором 1550 г. не отменялось, правительство решило провести еще ряд мероприятий, имевших цель усилить контроль над местническими счетами феодальной знати. Для этой цели в 1555 г. было принято составление Государева родословца, куда должны были быть включены все родословные росписи важнейших княжеско-дворянских фамилий.. В составлении родословца принимал участие Алексей Адашев, что подчеркивает значение проводившегося мероприятия. Памятник наглядно отразил компромиссную основу деятельности правительства А. Адашева. В его вступительной части находилось “Сказание о князьях владимирских”, которое должно было исторически обосновать венчание на царство Ивана Грозного. Наряду с этим пространные родословные росписи княжеских и боярских семейств, помещенные в Государеве родословце, как бы подчеркивали заслуги представителей феодальной аристократии в строительстве Русского государства. Значение Государева родословца приуменьшать нельзя. Правительство Адашева получило теперь возможность контролировать местнические счеты не на основе тех или иных словесных заявлений спорящих лиц или отдельных документов из частных архивов, а на основании официального справочника.
    Если Государев родословец был справочником по вопросам “родовитости феодальной знати”, то роль справочника по вопросам службы играли разрядные книги, обобщающая редакция которых - Государев разряд, составленный одновременно с родословцем. Он должен был регулировать местнические отношения феодальной знати. Помогая навести порядок в местнических счетах знати, он фактически легализовал местничество и отразил тем самым противоречивый, компромиссный характер деятельности “избранной рады”.
    В ходе дальнейших реформ оформились 2 избы: Поместная, ведавшая вопросами земельного обеспечения дворянства, и Разрядная, распоряжавшаяся организацией военной службы.
    III.4. Формирование приказного управления
    Исходя из реформ центрального аппарата власти стали ясно вырисовываться очертания приказного управления. В документах “изба” становиться уже нарицательным названием центрального правительственного учреждения. С течение времени ведомства центрального управления стали именоваться “приказами”. Термин “приказ” постепенно вытеснил название “изба” из обихода.
    III.5. Итоги второго периода реформ
    Если подвести итог второму периоду реформ “ избранной рады”, то придется отметить, что в 1550-60 гг. правительство в большей мере проводит линию по осуществлению требований широких кругов феодалов, чем в предыдущий период. Неудача попыток решить земельный вопрос за счет ликвидации монастырского землевладения поставила на очередь вопрос о наступлении на земельные богатства феодальной аристократии. Были созданы дворянские и посадско-черносошные органы местного управления. Старый территориально-дворцовый центральный аппарат власти с Боярской думой во главе вынужден был уступить свои позиции дьяческой приказной администрации. Уложением о службе и другим военным реформам строго регламентировались служилые обязанности всего без исключения служилого класса. Родовитая знать оказалась в опасном положении, окруженная дворянством.

    IV. ОПРИЧНИНА
    IV.1. Разрыв Ивана Грозного с Избранной Радой
    К 1557 г. закончилась работа Рады над намеченными внутренними преобразованиями. Первоочередными стали вопросы внешней политики. При решении этого вопроса произошел разрыв Ивана Грозного с Избранной Радой, которая в отличии от намерений царя завоевать Ливонию, предлагала овладеть Крымом.
    Несогласие в политических взглядах усугубилось смертью жены Ивана Грозного, Анастасии, в которой обвиняли Сильвестра и Адашева. Это повлекло за собой их опалу, казни их сторонников, родственников, близких. Вокруг царя образовалось новое окружение. В него входили Алексей и Федор Басмановы, Афанасий Вяземс
    и т.д.................

    Земский собор (1549 г.)

    Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г.) - совещательного органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. На Земском Соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы. Собор принял решение о создаНИИ на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу реформ.

    Реформа центральных органов государственного управления

    В результате этой реформы была создам новая система центральных органов управления - приказов, специализированных по роду деятельности

    Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил плату за «пожилое». Впервые устанавливалась ответственность за взяточничество.

    Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормлений.

    Итоги реформ:

    Реформы 50-х годов XVI в. имели следующие результаты:

    • *Усилилась централизация государства и личная власть царя;
    • * Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления;
    • * Выросла военная мощь страны;
    • * Произошло дальнейшее закрепощение русского крестьянства;

    Умело играя на чувствах своих подданных, Иван IV заставил их несколько раз униженно просить его вернуться в Москву. А когда наконец согласился, то поставил свои условия:

    • 1) предоставить царю право внесудебной расправы над любыми «изменниками»;
    • 2) выделить опричнину - личный удел царя;
    • 3) набрать для царя особое войско из тысячи избранных бояр и дворян.

    В 1565 г. Иван IV учредил опричнину - систему мер, направленных наукрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян.

    Последствия опричнины. Главная цель опричнины - уничтожить остатки феодальной раздробленности, подорвать основы боярско-княжеской независимости - была достигнута, но, ликвидировав политическую раздробленность, опричнина обескровила страну, деморализовала народ, привела к обострению противоречий внутри страны, ослабила ее военную мощь.

    ТЕМА5 Мир в эпоху расцвета прединдустриальной цивилизации. Смутное время и дальнейшее укрепление самодержавия в России в конце XVI - XVII вв.

    В 1547 г. при Иване Грозном было создано новое правительство --Избранная рада. В состав рады входили представители различных слоев господствующего класса.Избранная рада не являлась официальным государственным учреждением, но она управляла от имени царя в течение 13 лет и фактически была правительством.Своей задачей члены Избранной рады ставили упорядочить законы и управление страной, изыскать расширение источников поступления доходов в казну, учитывая при этом интересы как служилого дворянства, так и боярства. Реформы включали создание новой системы центральных органов управления -- приказов. Состав Боярской думы был расширен Иваном IV в три раза. Земский собор. В него входили представители боярства, служилого дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. На Земском соборе обсуждались вопросы внешней политики и финансов, а также избрание новых царей. Первый Земский собор был созван в 1549 г., он принял решение о составлении нового Судебника и сформулировал программу реформ XVI в. Земский собор.1550 г. принял новый Судебник, подтвердивший право перехода крестьян только в Юрьев день и увеличивший плату за "пожилое".В XV--XVI вв. на Руси были созданы и органы местного управления --система наместничества. Реформы 50-х гг. XVI в. коснулись и местного управления -- система кормлений была отменена. В 1550 г. была проведена военная реформа, нацеленная на укрепление вооруженных сил страны. Исключительно важное значение имела аграрная реформа Ивана Грозного. Окончательный удар по феодальной вотчине Иван Грозный нанес в 1565 г., когда учредилопричнину, предствлявшую собой систему мер, направленных на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян. В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил даже упоминать это ненавистное слово. В начале XVI в. предпринималась попытка ограничить церковное землевладение, однако тогда победили сторонники богатой церкви, так называемые "стяжатели".